Работает на Drupal, система с открытым исходным кодом.

Вход на сайт

Стратегия борьбы с незаконным производством промышленной продукции

Пояснительная записка к проекту распоряжения
Правительства Российской Федерации

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – проект распоряжения), разработан в целях дальнейшей реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции».
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию проекта распоряжения не потребуется.
Проект распоряжения соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом распоряжения, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе
для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных проектом распоряжения, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте распоряжения обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений,

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Российской Федерации
от ________ 2020 г. № ______

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение
II. Общие положения
III. Текущее состояние дел в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
IV. Приоритеты государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
V. Цель и задачи формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
VI. Принципы формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
VII. Перечень основных мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
VIII. Система управления и обеспечения контроля реализации мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
IX. Ожидаемые результаты и риски
X.Заключительные положения

СТРАТЕГИЯ
государственной политики в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции
в Российской Федерации

I. Введение.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации одними из основных стратегических национальных приоритетов признаны повышение качества жизни, укрепление здоровья населения и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Исходя из возникновения новых угрожающих жизни и здоровью граждан процессов и факторов в сфере незаконного ввоза, производства и оборота промышленной продукции
в Российской Федерации и на территории Евразийского экономического союза, возникает необходимость более глубокой координации действий всех уровней власти и гражданского общества с целью дальнейшего развития действенного механизма противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Базируясь на уже достигнутых результатах в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции как на территории Российской Федерации, так и рамках ЕАЭС, и используя современные методы работы в области предотвращения незаконного оборота промышленной продукции, Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) призвана обеспечить скоординированное взаимодействие всех органов власти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе с применением широкого перечня межгосударственных механизмов для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции на территории Российской Федерации.

II. Общие положения

Стратегия разработана в целях дальнейшей реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31
«О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» и является ключевым документом, определяющим цели, задачи и применяемый инструментарий в области противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции как на территории Российской Федерации, так и с использованием действующих и разрабатываемых механизмов в рамках ЕАЭС.
Создание и реализация эффективного механизма противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции
в Российской Федерации, базирующегося на современных мировых
и российских принципах и правилах, является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности
и социально-экономического развития Российской Федерации.
Основополагающими требованиями государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции являются пресечение незаконного ввоза, производства и оборота промышленной продукции
на территории Российской Федерации, существенное сокращение потребления такой продукции, снижение негативных последствий ее незаконного оборота для жизни и здоровья граждан.

Понятия, используемые в Стратегии:
промышленная продукция - товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;
незаконный оборот промышленной продукции - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) на территорию Российской Федерации и вывоз (экспорт) с территории Российской промышленной продукции, в том числе фальсифицированной, недоброкачественной, контрафактной, незарегистрированной, несертифицированной промышленной продукции, продукции, произведенной без лицензии
или нарушением условий лицензирования, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими и физическими лицами с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, в отношении которых выражено согласие Российской Федерации на обязательность для нее такого договора, иных нормативных правовых актов, включая нормативные правовые акты органов местного самоуправления, либо установленных вступившими в законную силу решениями суда или уполномоченного органа государственной власти либо органа местного самоуправления;
контрафактная промышленная продукция - промышленная продукция поддельного происхождения, на которой (или на этикетке, упаковке которой) незаконно размещены средства индивидуализации
или содержащая сходные с ними до степени смешения обозначения,
а также материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности с нарушением исключительного права
на такой результат;
фальсифицированная промышленная продукция - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

III. Текущее состояние дел
в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации

Формирование сегментов рынка с высокой долей незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте товаров наносит огромные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей, снижает заинтересованность предпринимателей вкладывать значительные финансовые средства в развитие как отдельных производств, так и целых отраслей экономики, обеспечивать увеличение производительности труда и инвестировать в развитие рабочей силы, соблюдать стандарты качества продукции, создавать высокоэффективные цепочки движения качественных товаров
от производства к потребителю.
При этом незаконный оборот промышленной продукции является плодородной почвой для формирования теневого рынка движения товаров, характеризующегося изощренными криминальными схемами, что создает препятствия устойчивому развитию национальной экономики и, в конечном итоге, наносит ущерб жизни и здоровью граждан Российской Федерации.
Стремительное развитие Интернет-торговли, в первую очередь
на международном уровне с использованием глобальных торговых платформ, создает широкие возможности для незаконного оборота промышленной продукции на транснациональном уровне, облегчает проникновение контрафактных и фальсифицированных товаров на рынки различных стран, позволяет теневому рынку успешно конкурировать с национальными производителями за счет использования незаконных механизмов оборота продукции, что приводит к подрыву национальной экономики, ухудшению инвестиционного климата, и, в конечном итоге, приносит вред жизни
и здоровью граждан.
Неконтролируемый трансграничный оборот промышленных товаров, построенный на использовании путей и методов «открытой» международной Интернет-торговли, в полной мере использует недостаточную эффективность законодательной базы регулирования международных потоков товаров в сети Интернет как в рамках ВТО, так и на национальном уровне. Такая ситуация,
в большинстве случаев, приводит к затруднениям в осуществлении контрольной и надзорной функций государственных органов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, слабости механизмов защиты добросовестных производителей на законодательном уровне, и, в конечном итоге, создает риски исчезновения качественной продукции с торговых рынков тех или иных стран.
Учитывая развивающиеся тенденции современного рынка и с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», Государственной комиссией
по противодействию незаконному обороту промышленной продукции
(далее - Государственная комиссия) определены приоритетные отрасли промышленности для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в краткосрочной перспективе:
пищевая промышленность - острота проблемы незаконного оборота промышленной продукции объясняется высокой степенью риска пищевых продуктов для безопасности потребителя. Основной проблемой в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции является фальсификация продукции, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
легкая промышленность - высокая доля незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте продукции легкой промышленности определяется значительной долей импорта готовой продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации. Также серьезной проблемой является нарушение законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и о техническом регулировании;
фармацевтическая промышленность - наиболее часто выявляемым нарушением является фальсификация продукции. В первую очередь фальсифицируются востребованные и дорогостоящие лекарственные средства, используемые для лечения онкологических заболеваний, противовирусные и антигистаминные препараты, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечной недостаточности. Кроме того, на рынке выявляются препараты без обязательной маркировки
на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств и предназначенные для реализации за пределами Российской Федерации, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами, действующими на территории Российской Федерации. Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки;
медицинская промышленность - существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения медицинских изделий поддельными регистрационными удостоверениями
и эксплуатационными документами. По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при применении медицинских изделий, а также признаки незарегистрированных
и фальсифицированных медицинских изделий;
автомобильная промышленность - основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей
в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;
авиационная промышленность - существует проблема своевременного выявления в процессе создания, эксплуатации и ремонта авиационной техники неаутентичных компонентов воздушного судна (агрегатов и запасных частей с неподтвержденным жизненным циклом,
без необходимых документов, не прошедших установленные режимы сертификации и проверки), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов;
сельскохозяйственное машиностроение - существует проблема ввоза комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. № 143 «О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов»;
приборостроение - массовое изготовление и модификация приборов учета коммунальных ресурсов с целью манипулирования результатами измерений и открытая продажа таких контрафактных изделий на рынке;
лесная и деревообрабатывающая промышленность - проблема незаконной заготовки древесины;
электронная промышленность - высокая доля (до 20%) контрафактных изделий в поставках электронной компонентной базы, а также фальсификация при поставках светотехнической продукции.

Для реализации государственной политики в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции Государственной комиссией обозначены следующие приоритетные отрасли для разработки и принятия необходимых мер в среднесрочной перспективе:
топливная промышленность - незаконный оборот промышленной продукции связан, в первую очередь, с несанкционированным отбором топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки данного топлива на подпольных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов поступления фальсифицированной продукции на рынок;
химическая промышленность - проблематика незаконного оборота характерна для парфюмерно-косметической продукции в части реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, а также в части реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений,
в том числе и с незаконным использованием товарных знаков;
электронная промышленность - основными нарушениями являются фальсификация электроосветительной арматуры, электрических ламп, приборов микроэлектроники;
кабельно-проводниковая промышленность - основными нарушениями на потребительском рынке кабельно-проводниковой продукции являются несоблюдение производителями обязательных требований
к безопасности, установленных техническими регламентами, и реализация фальсифицированной продукции;
производство строительных материалов - незаконный оборот,
в первую очередь, характерен для производства и поставки цемента, сухих смесей и других строительных материалов, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей;
индустрия детских товаров – критическим вопросом является противодействие незаконному обороту детских товаров с учетом особенностей обращения указанной продукции и последствий использования некачественных товаров для здоровья детей;
машиностроение – критичным является вопрос противодействия незаконному обороту промышленной продукции при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов;
пожарно-техническая продукция - по данным ФГБУ ВНИИПО МЧС России доля контрафакта на рынке пожарно-технической продукции – 70 %.

III. Ключевые проблемы в сфере противодействия незаконному
обороту промышленной продукции в Российской Федерации

В целом обороту промышленной продукции на рынке присущи следующие системные проблемы:
производство промышленной продукции без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами, что, в свою очередь, приводит к масштабному распространению фальсифицированных товаров, характеризующихся низким качеством и не способных выполнять свои функции в соответствии
с предназначением, а также способных нанести прямой урон здоровью
и безопасности гражданам;
незаконная модификация изделий добросовестных производителей
с целью придания им свойств и функций, не предусмотренных законодательством о техническом регулировании, для совершения противоправных действий экономического характера, в том числе, путем вытеснения легального товара за счет недобросовестной конкуренции;
изготовление и использование поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами;
наличие неурегулированных норм в законодательстве Российской Федерации, регулирующем незаконный оборот промышленной продукции,
в том числе неполная квалификация отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в сети Интернет;
сохранение значительных объемов нелегальных поставок подакцизной промышленной продукции через внутренние границы ЕАЭС вследствие существенной разницы уровня акцизных ставок в государствах – членах ЕАЭС.
В связи с динамичным развитием экономики страны структура импорта товаров на территорию Российской Федерации характеризуется значительной долей высокотехнологичной промышленной продукции. При этом немалый сегмент импортных поставок такой продукции в общем объеме импорта осуществляется из стран, характеризующихся значительной долей производства контрафактных и (или) фальсифицированных товаров. Отмечается, что поддельная промышленная продукция охватывает все ценовые сегменты (низкий и средний (массовые), а также высокоценовой сегменты).
При этом, несмотря на прилагаемые усилия по координации
и повышению эффективности таможенного и других видов контроля
в Российской Федерации, приходится констатировать невозможность эффективного противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, выражающуюся, в том числе, в виде недостаточного уровня контроля, что позволяет недобросовестным поставщикам выводить свою продукцию
на российский рынок.
Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются. Контрафактные и фальсифицированные товары становится все сложнее отличить
от оригинала, такая продукция имеет все необходимые сопроводительные документы (в том числе сфальсифицированные сертификаты качества).
Сформировавшийся глобальный рынок недобросовестных производителей и поставщиков требует наличия развитых обслуживающих их рынков, таких как логистический, документальный и торгово-сетевой.
В этой связи значительный импульс развития получил сегмент рынка
по изготовлению поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, обеспечению таможенного оформления с оптимизацией стоимости, кодов товарных позиций, а также сопутствующих услуг.
Кроме того, система незаконного оборота промышленной продукции носит комплексный характер и охватывает не только ввоз промышленной продукции с нарушением законодательства Российской Федерации,
но и полное понимание того, что дальнейшая ее реализация на территории Российской Федерации также зачастую происходит с нарушениями законодательства Российской Федерации (налогового законодательства, законодательства о техническом регулировании и пр.).

IV. Приоритеты государственной политики в сфере
противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации

Исходя из необходимости скорейшего решения сложившейся ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции, в качестве приоритетных направлений государственной политики в этой сфере
в настоящее время целесообразно определить следующие области, требующие конкретных шагов по совершенствованию механизма контроля
и правоприменения:
Недостаточный понятийный аппарат (термины и определения) в области незаконного оборота промышленной продукции в государственных нормативно-правовых актах;
отсутствие сфокусированных мер административной и уголовной ответственности за изготовление контрафактной продукции в целом ряде отраслей машиностроения;
неразвитость специализированной нормативно-правовой базы, определяющей регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в сети Интернет;
неэффективность существующих механизмов общественного контроля, остающаяся терпимость общества к потреблению контрафактной промышленной продукции;
недостаточный уровень координации органов государственной власти
в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности;
низкое качество технического и кадрового обеспечения органов государственной власти, вовлеченных в сферу противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
отсутствие профессиональных и образовательных стандартов подготовки специалистов по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;
неоднородность мер ответственности за незаконный оборот отдельных видов промышленной продукции при сопоставимых негативных последствиях и потенциальной угрозе жизни и здоровью граждан;
низкая эффективность правоприменения при неуклонном росте количества возбуждаемых дел;
отсутствие механизма централизованной комплексной системы мониторинга ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции, позволяющего получать актуальную и полную информацию
о состоянии дел в этой сфере и незамедлительно реагировать на возникающие угрозы;
недостаточный контроль и взаимодействие органов власти Российской Федерации с органами власти стран – участников ЕАЭС в сфере перемещения фальсифицированной и контрафактной промышленной продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза;
отсутствие механизма координации деятельности уполномоченных органов власти государств-членов Евразийского экономического союза
в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
недостаточная гармонизация законодательств стран – участников ЕАЭС в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

V. Цель и задачи формирования и реализации мер в сфере
противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации

Целью формирования и реализации мер в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации является сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны.
Основными задачами по достижению указанной цели являются:
совершенствование нормативно-правового, организационного, кадрового и научного обеспечения деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации
совершенствование форм и методов государственного, муниципального и общественного контроли и надзора;
реализация комплекса мер по пресечению незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации и на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза;
осуществление на постоянной основе мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации;
формирование действенного механизма общественного контроля, проведение разъяснительной работы с целью информирования общества
о состоянии дел в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, формирование осознанного неприятия гражданами потребления промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте.

VI. Принципы формирования и реализации мер в сфере
противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации

Главным принципом формирования и реализации мер
по противодействию незаконному обороту промышленной продукции является создание на государственном уровне условий для обеспечения непрерывного развития национальной экономики на основе современных технологических и финансовых достижений, создание высокоэффективной инвестиционной среды, поддержка честной конкуренции, возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и развития легального бизнеса
в всех отраслях экономики.
С целью достижения значимых результатов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации основополагающими принципами реализации политики государства в этой области являются:
стимулирование добросовестного поведения производителей
и участников цепи товарооборота при осуществлении предпринимательской деятельности;
законодательная гарантия прав предпринимателей на честную конкуренцию, защиту интеллектуальной собственности с учетом интересов национальной безопасности Российской Федерации, формирование инвестиционной привлекательности российской экономики
на государственном и региональном уровнях;
согласованность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, добросовестных производителей и продавцов, граждан (потребителей), организаций, представляющих их интересы,
по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции;
неотвратимость ответственности за правонарушения, связанные
с незаконным оборотом промышленной продукции;
обеспечение свободного доступа гражданского общества
к информационным ресурсам о состоянии дел и предпринимаемых мерах со стороны всех уровней государственной власти в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации;
создание действенных механизмов общественного контроля, нацеленных на борьбу с незаконным оборотом промышленной продукции, обеспечивающих вовлечение участников общества в процессы противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

VII. Перечень основных мер, направленных
на противодействие незаконному обороту промышленной
продукции в Российской Федерации

Достижение целей и решение неотложных задач в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации реализуются на основе сбалансированного подхода
по следующим направлениям:
совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе ужесточение ответственности за производство, хранение, перевозку и сбыт контрафактных и фальсифицированных товаров;
координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений
и предпринимательского сообщества в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
создание и запуск практических механизмов, направленных
на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;
развитие государственной системы прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации, с использованием уже существующих элементов такой системы, в частности, Федеральной государственной информационной системы (далее – ФГИС) «Меркурий», Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства
и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), Федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя
до конечного потребителя с использованием маркировки (далее - ФГИС МДЛП) и Государственной информационной системы мониторинга
за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ).
разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации предусматривающие детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценку эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка;
создание общенациональной системы подготовки специалистов, научно-информационного обеспечения профессиональной деятельности
в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
формирование нетерпимого отношения гражданского общества
к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, вовлечение представителей бизнес-сообщества в процесс противодействия незаконному обороту промышленной продукции, развитие институтов общественного контроля.
гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, обеспечение действенного контроля проводимых мероприятий в этой области на межгосударственном уровне;
развитие международного сотрудничества Российской Федерации
в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, предусматривает реализацию следующих мер:
устранение противоречий в нормативно-правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
законодательное закрепление основных понятий, используемых в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации;
совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего оборот отдельных видов промышленной продукции в части устранения технических барьеров для реализации промышленной продукции и снижения издержек добросовестных участников рынка;
устранение пробелов правового регулирования, препятствующих эффективному применению правовых норм в сфере незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации;
установление соразмерных законодательных санкций за нарушения
в сфере оборота промышленной продукции с учетом возможных негативных последствий незаконного оборота и общественной опасности;
развитие законодательства Российской Федерации в области Интернет-торговли в части установления необходимых и достаточных полномочий контролирующих органов и порядка надзора за деятельностью участников.
Координация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, а также общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предусматривает:
формирование и реализация совместных, скоординированных
по направлениям и отраслям промышленности планов мероприятий
по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;
координацию органов государственной власти на всех уровнях, в том числе путем усиления роли региональных комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, образованных
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 23 января 2015 г. N 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» (далее - комиссии субъектов Российской Федерации);
развитие механизмов публичности и открытости государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции и ее результатов;
Создание и запуск практических механизмов, направленных
на противодействие незаконному обороту промышленной продукции:
сокращение нарушений в сфере технического регулирования со стороны недобросовестных участников рынка, ликвидацию рынка услуг
по изготовлению поддельных документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами, в том числе в части выдачи сфальсифицированных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), сертификатов соответствия, деклараций соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции;
внедрение в практику контроля (надзора) обязательности использования информационных ресурсов, включая международные, о недобросовестных производителях, импортерах, поставщиках, продавцах промышленной продукции;
развитие механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, включая расширение возможностей эффективного контроля использования товарных знаков, географических указаний и других видов интеллектуальной собственности;
формирование и реализация мер по сокращению незаконного оборота промышленной продукции с использованием сети Интернет;
внедрение риск-ориентированных подходов в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти исходя из уровня риска наличия в поставках (продажах) контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции как по странам-поставщикам (производителям), так и по отдельным видам продукции;
поэтапное внедрение на территории Российской Федерации
с последующим масштабированием на другие рынки стран-участниц ЕАЭС системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в соответствии с принципами, заложенными в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2018 г. № 2963-р.
расширение списка товарных групп, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с целью дальнейшего сокращения незаконного оборота промышленной продукции;
введение контрольных показателей эффективности деятельности органов власти по выявлению, пресечению нарушений в сфере оборота промышленной продукции и применению наказаний за такие нарушения;
совершенствование действующего механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
осуществление научно-методологической и технической поддержки деятельности органов государственной власти по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в том числе оснащение государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту промышленной продукции, специальными средствами и техникой;
развитие кадрового потенциала и знаний сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации предусматривающие детальный анализ уровня незаконного оборота в каждой сфере и оценку эффекта от внедрения систем прослеживаемости для всех участников рынка:
разработку и внедрение специализированных средств автоматизированного сбора и обработки данных в области контроля
за оборотом промышленной продукции;
методическое обеспечение качественной и количественной оценки незаконного оборота промышленной продукции в целом по отраслям,
в федеральном и региональном измерениях;
совершенствование государственного и ведомственного статистического учета;
мониторинг оборота товаров, наиболее подверженных риску незаконного оборота и создание систем отслеживания движения таких товаров.
Развитие государственной системы прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации, с использованием уже существующих элементов такой системы, в частности, ФГИС «Меркурий», ЕГАИС, ФГИС МДЛП и ГИС МТ:
Интеграция существующих информационных систем ФГИС «Меркурий», ЕГАИС, ФГИС МДЛП и ГИС МТ и других ведомственных информационных систем прослеживаемости;
разработку предложений по расширению перечня отраслей промышленности, в отношении которых необходимо внедрение системы прослеживаемости промышленной продукции;
внедрение системы прослеживаемости промышленной продукции;
изучение практики внедрения систем прослеживаемости промышленной продукции в Российской Федерации, государствах - членах Евразийского экономического союза и в других иностранных государствах.

Создание общенациональной системы подготовки специалистов, научно-информационного обеспечения профессиональной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции:
создание и функционирование на постоянной основе национального центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции как основного аналитического центра в указанной сфере;
разработку методологии подготовки и повышения квалификации специалистов по предупреждению, выявлению и пресечению различных видов нарушений в сфере незаконного оборота промышленной продукции;
создание и функционирование автоматизированных баз данных, обучающих и контрольно-обучающих программ для целей подготовки
и научно-информационной поддержки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Формирование нетерпимого отношения гражданского общества
к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте:
разработку и внедрение программ по повышению уровня знаний населения в области определения законности промышленной продукции;
проведение информационной кампании по борьбе с промышленной продукцией, находящейся в незаконном обороте;
развитие электронных сервисов для граждан, позволяющих осуществлять проверку законности промышленной продукции и реагировать путем подачи жалобы на недобросовестных участников рынка.

Гармонизация законодательств государств-членов ЕАЭС в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, обеспечение действенного контроля проводимых мероприятий в этой области на межгосударственном уровне:
развитие взаимодействия в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза и заключение соглашения о координации действий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в рамках Евразийского экономического союза;
совершенствование механизмов контроля за промышленной продукцией, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза;
создание единой системы контроля оборота промышленной продукцией, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе путем создания межгосударственной системы прослеживаемости промышленной продукции;
формирование международного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Евразийском экономическом союзе;
развитие сотрудничества контрольно-надзорных, правоохранительных и других органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в том числе проведение согласованных
и скоординированных совместных мероприятий, направленных
на предупреждение, выявление и пресечение фактов незаконного оборота промышленной продукции.

Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции предусматривает:
сотрудничество с международными организациями, деятельность которых направлена в том числе на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, включая обмен опытом с иностранными государствами.
Основным содержанием мероприятий по реализации указанных мер являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, предпринимаемые органами государственной власти, осуществляющими противодействие незаконному обороту промышленной продукции, при координирующей роли Государственной комиссии и комиссий субъектов Российской Федерации.

VIII. Система управления и обеспечения контроля реализации
мер, направленных на противодействие незаконному обороту
промышленной продукции в Российской Федерации

Система управления и контроля по реализации государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации реализуется посредством деятельности:
Правительства Российской Федерации;
Государственной комиссии;
федеральных органов исполнительной власти в рамках своих компетенций;
комиссий субъектов Российской Федерации;
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в рамках своих компетенций;
органов местного самоуправления в рамках своих компетенций.
Межведомственную координацию при реализации мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также контроль за ходом их реализации осуществляют Государственная комиссия и комиссии субъектов Российской Федерации.
Реализация мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции на уровне федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии:
с ежегодными планами работы Государственной комиссии;
с мероприятиями государственных программ, направленных
на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в целом или в отдельных отраслях;
с реестрами планов-мероприятий («дорожных карт») Правительства Российской Федерации, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в целом или в отдельных отраслях;
с ведомственными планами (программами, «дорожными картами»);
Государственная комиссия и комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Ход реализации мер и мероприятий, результаты контроля их исполнения отражаются в ежегодном докладе Государственной комиссии в Правительство Российской Федерации о ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации.

IX. Ожидаемые результаты и риски

Ожидаемыми результатами реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации являются:
существенное сокращение объемов незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации;
формирование нормативно-правовой базы, соответствующей уровню современных и перспективных потребностей деятельности
по противодействию незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации;
создание и функционирование государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции
в Российской Федерации в том числе путем внедрение современных механизмов, направленных на пресечение незаконного оборота промышленной продукции с использованием сети Интернет;
запуск механизмов по формированию необходимой нормативно-правовой базы и внесению изменений в законодательство Евразийского экономического союза в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

повышение уровня нетерпимости населения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте путем повышения потребительской грамотности населения в сфере противодействия обращению контрафактной и фальсифицированной промышленной продукции;
создание общенациональной системы подготовки специалистов
и научно-информационного обеспечения профессиональной деятельности
в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции

X. Заключительные положения.

Стратегия рассчитана на период 2021 - 2025 годов.
Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан.
Для решения задач, поставленных Стратегией, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов
на государственную поддержку деятельности в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции по всем направлениям.
Финансирование расходов на государственную поддержку деятельности по противодействию незаконному обороту промышленной продукции осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования
лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют.